Беслан

Беслан (осет. Беслæн) — административный центр Правобережного района Северной Осетии. Население – свыше 35,6 тыс. чел. Беслан является третьим по величине городом Северной Осетии после Владикавказа и Моздока. Город расположен на правом берегу реки Терек, в 15 км севернее Владикавказа, в 8 км от границы с Ингушетией.

Беслан — важный железнодорожный узел, расположенный на ветке Ростов-на-Дону – Баку, и являющийся начальным пунктом ветки, ведущей к Владикавказу. Основан в 1847 переселенцами из других частей Осетии и был назван Бесланыкау (по-осетински Бесланыхъæу «селение Беслана») по имени местного феодала Беслана Тулатова. Официально село называлось «Тулатово» или «Тулатовское». Село было переименовано в Иристон («Осетия») в 1941, а в 1950, при приобретении статуса города, в Беслан.

По страницам истории

Середина 19 века. Чтобы лишить влияния осетинских феодалов, особенно феодалов Дарьяльского и близлежащих ущелий, военная Царская администрация всемерно старалась убедить алдаров вместе со своими подданными  переселитьсяна равнину. В 1847 г. военным комитетом крепости Владикавказ был издан указ о переселении в аул Тулатова.

Нестеров, представлявший Царскую администрацию, ознакомил избранных Тулатовых с предписанием высшего руководства и предложил им землю для повторного переселения аула, расположенную на правом берегу Терека, в 17-20 верстах к северу от Владикавказа, представлявшую массив примерно в 3500 десятин. Возглавить переселение было поручено Беслану Тулатову.

Беслан Тулатов родился в 1793 г. в ауле Нижний Кобань. У его отца Сырхау была большая семья - пять дочерей и трое сыновей: Сохуг, Осман и Беслан. Сырхау считался одним из самых богатых алдаров не только в Тагаурии, но и во всей Осетии. Семья Сырхау у местных властей пользовалась уважением и доверием. Не раз члены этой семьи привлекались к выполнению важных поручений.

Поручики Осман и Беслан и подпоручик Тимахо, как говорится в одном из архивных документов 183З г., всю свою жизнь провели на службе, участвуя постоянно в делах против горцев. Сыновья их старались поддерживать стремления своих отцов.

Беслан Тулатов в 40-60 годы 19 века считался руководителем успешным и подающим большие надежды в ремесле управления, как опора и защитник интересов не только рода Тулатовых, но и всего осетинского алдарства. Он был в почете  среди «Главных осетинских начальников» - комендантов Владикавказской крепости. Он принимал самое непосредственное участие во внедрении царизма в жизнь всех административно-управленческих мероприятий в Осетии.

17 марта 1847 г. состоялось переселение аула Тулатово. На новое место жительства вместе с Бесланом Тулатовым переехало 10 дворов его ближайших родственников, 17 дворов их холопов и кавдасаров.  Это была лишь небольшая часть  людей, которые согласились на переселение с Бесланом Тулатовым.

Отцами-основателями аула Тулатовых стали Камбеговы, Макоевы, два двора Хадарцевых, Цогоевы, Контиевы, Батаговы, Джибиловы, Хузмиевы, Касаевы и др.

В 1847 г. крупный владелец табачной фабрики Шнейдер выделяет деньги на строительство железной дороги между Баку и аулом Тулатовых. Осенью 1853 г. на восточную окраину аула Беслана Тулатова с разрешения местных властей переселились из Владикавказа алдары Тхостовы  - 6 дворов с подвластными. Инициатором переселения стал влиятельный алдар поручик Гадо Тхостов.

Аул Беслана Тулатова рос медленно. Молва о  непростом характере Тулатова доходила до отдельных районов Осетии. Через три года количество дворов возросло лишь до 34, но уже в год смерти Беслана здесь насчитывалось 62 двора. В конце 19 века- 249 дворов, в год Октябрьской революции 1917 г. – 395.

Беслан Тулатов умер в 1866 г. в возрасте 73 лет. Огромным состоянием стала управлять его жена Госмахо Канукова - верная и преданная последовательница воззрений и принципов  своего мужа. На старом кладбище в Беслане находится  место захоронения офицеров Тулатовых. На одной могиле выбиты строчки арабскими буквами: «Подъ симъ камнемъ №1 Терского казачьего войска - Афако Знауровичь алдар Тулатов, родился 1820 г. скончался 1873 г.»,  на другом, кроме арабского, по-осетински было обозначено: «Ацы анусты дур цыртдзевены бын ныгад у саухох ама дарустыхатаг цуадон Тагъи - алдар Алыккаты Афахъойы фырт Хаджимурат Тлаттаты».

В 1875 г. произошло отправление первого поезда со старой станции.  В 1895 г. был готов к отправке поезд до Грозного.  

Поселение, ставшее аулом Тулатовых, затем Аликовых, еще позже селением Иристон,  в итоге в 1950 году в результате приобретения статуса города было окончательно переименовано в Беслан.

Исследователь истории городов Северной Осетии профессор Г.Ф.Калоев в своей работе «Малые города Северной Осетии» отмечает, что в дореволюционном Тулатово «жители села посещали мечеть, церковь и две маленькие церковно-приходские школы. В селе имелся только десяток кирпичных домов, принадлежавших богатым людям. Жилищами основной массы населения были деревянные, саманные и плетеные домики, которые освещались керосиновыми лампами и фонарями. Канализация и водопровод отсутствовали,  о них народ и не мечтал. Тулатово было железнодорожным полустанком, на котором поезд останавливался изредка. Так выглядело дореволюционное Тулатово».

В советскую эпоху, в период индустриализации страны представитель Североосетинской 

автономной области при Президиуме ВЦИК обратился в Совет Народных Комиссаров РСФСР с официальным письмом, в котором было дано подробное экономическое обоснование целесообразности строительства крупного крахмало-паточного предприятия в Северной Осетии - Бесланского комбината. Конкретный план строительных работ хозяйственные органы страны, занимавшиеся комбинатом, утвердили в 1929 году.

9 августа 1932 года строители рапортовали Родине о том, что на осетинской земле построен и вступает в строй действующих предприятий крупнейший в Европе гигант пищевой промышленности.  Бесланский маисовый комбинат стал промышленным гигантом, во многом определившим направление в развитии всего народного хозяйства республики.

Кроме БМК в годы Советской власти были созданы, например, такие  предприятия как Бесланский комбинат хлебопродуктов №2 , Бесланский хлебозавод, завод железобетонных конструкций, щебеночный завод, электромеханический завод и т.д.  Беслан стал одним из крупнейших городов республики с развитой промышленностью, социально-культурной сферой, сетью торговых точек и предприятий бытового обслуживания населения.

В настоящее время в Беслане действуют такие предприятия по изготовлению алкогольной и безалкогольной продукции, как ОАО «Салют Златоглавая», ООО «Феникс», ООО «Фаюр-Союз» и др. Кроме того, в Беслане действует завод «Автоспецоборудование» по изготовлению автомобильного спецоборудования,  ООО «Строймост»  и многие другие предприятия и заводы, обеспечивающие развитие промышленности в г. Беслан.

Трагедия Беслана

В истории города есть и трагические факты. Так, осенью 2004 года  Беслан получил мировую известность вследствие одного из самых жестоких и бесчеловечных преступлений за всю историю человечества. Группой  террористов 1 сентября 2004 года было захвачено здание  Бесланской школы №1. С 1 по 3 сентября в спортзале школы находилось более 1000 заложников, среди которых в основном были школьники, их родители и учителя.

Весь мир следил за событиями, происходившими в те дни в Беслане. Родных и близких, жителей Беслана до последней минуты не оставляла надежда на благоприятный исход шокирующих событий. В полдень 3 сентября в стенах спортзала прогремело два взрыва, после чего начался штурм здания. Бойцы военных подразделений, добровольцы среди жителей Беслана проявили потрясающее мужество и отвагу, спасая из огня детей,  они проявили бесстрашие перед лицом противника, стрелявшего в их спины.

Результатом этого чудовищного террористического акта стали 334 человеческих жизней, сотни раненных, десятки людей, оставшихся впоследствии инвалидами, десятки детей, оставшихся круглыми сиротами, десятки разбитых и искалеченных семей. Это событие  изменило каждого жителя города навсегда.

Весь мир проникся скорбью и состраданием к жертвам трагедии, беслановцам в те тяжелые дни

оказывали всестороннюю поддержку, помощь в реабилитации, медицинскую помощь специалисты многих стран.

Через год после трагедии две школы, построенные в соответствии с новейшими архитектурными требованиями, раскрыли свои двери для детей Беслана. В Беслане были построены два новых детских сада, медицинский центр, введена в эксплуатацию школа-интернат.

Современный город благоустраивается с каждым днем: расширяются улицы, строятся парки, спортивные и детские игровые площадки, скверы, объекты инфраструктуры. Город продолжает жить и развиваться, беспрерывно  пополняя свою историю новыми событиями, фактами и мероприятиями.

 

 

l