«Как про Афган заходят разговоры, Огнём воспоминанья душу жгут...»

«У войны — не женское лицо» - так назвала свою документально-очерковую книгу, которая вышла в свет в 1984 году, белорусская писательница Светлана Александровна Алексиевич. В ней собраны рассказы женщин, участвовавших в Великой Отечественной войне, о жестокости войны, о том, что женщинам там не место. Вот что она пишет: «Когда впервые в истории женщины появились в армии? Уже в IV веке до нашей эры в Афинах и Спарте в греческих войсках воевали женщины. А в новое время? Впервые - в Англии в 1560-1650 годы стали формировать госпитали, в которых служили женщины-солдаты. В советской армии воевало около миллиона женщин. Они овладели всеми военными специальностями, в том числе и самыми «мужскими». Даже возникла языковая проблема: у слов «танкист», «пехотинец», «автоматчик» до того времени не существовало женского рода, потому что эту работу еще никогда не делала женщина. Женские слова родились там, на войне...»

Бэлла Магометовна Уртаева – Мисикова – представитель самой гуманной профессии – она медсестра. Начинала операционной сестрой в Правобережной районной больнице в 1965 году под чутким руководством ныне покойного Тасолтана Кокова – хирурга от Бога, настоящего земского врача, который, казалось, не знал усталости, настолько был предан делу, которому полностью посвятил себя. Бэла многому научилась у своего наставника, и эти знания пригодились ей в далеком Афганистане, куда ее спустя 12 лет забросила судьба.

Поистине, пути господни неисповедимы. Заболел муж Бэллы Феликс Уртаев, появились проблемы с сердцем, и врачи рекомендовали ему поменять климат. По их совету следовало ехать в одну из республик Средней Азии. У Бэллы в Душанбе жила родственница, которая согласилась первое время принять семью с двумя маленькими детьми. А поскольку у Феликса был блестящий послужной список, ему сразу нашлось место главного специалиста на заводе «Гидроагрегат», выделили и комнату в общежитии. Бэлла тоже устроилась медсестрой в поликлинике.

Комната без удобств для четырех человек, конечно, была тесной, и супруги решили приобрести кооперативную квартиру. Вскоре Уртаевы переселились в свои «аппартаменты», которые находились в другом конце Душанбе. А поскольку Бэлле стало трудно добираться до места работы, друзья-таджики посоветовали обратиться в военный госпиталь недалеко от нового жилища. Узнав, что Бэлла – операционная сестра с опытом, в отделе кадров без всяких проволочек быстро оформили ее как вольнонаемную. На дворе стоял август 1979-го…

- Это был окружной погрангоспиталь КГБ, меня подвергли суровой проверке, прежде чем приступила к обязанностям. Где-то спустя два месяца я стала подозревать, что происходит что-то неладное – на такие мысли наталкивал характер ранений солдат и офицеров, которые поступали к нам каждый день, - вспоминает Бэлла Магометовна. - Началась полномасштабная война. Наш госпиталь обслуживал погранотряды, рассредоточенные вдоль советско-афганской государственной границы - Термезский, Московский, на реке Пяндж… После боев разворачивали полевой госпиталь, забирали раненых. Много горя, нечеловеческих страданий видела. Молодые бойцы, безусые мальчишки терпели боль, но жажда жизни побеждал не всегда… Летали на линию фронта на вертолете, оборудованном под операционную, почему-то его окрестили биссектрисой. Зачастую оперировали прямо в небе во время полета, когда счет шел на минуты, существовала опасность потерять раненого. (О летающем госпитале, в котором несла нелегкую фронтовую вахту наша землячка, о Бэлле Уртаевой и ее коллегах в июне 1889 года была опубликована большая статья в журнале «Пограничник»). После ожесточенных боев приходилось лететь до самого Кабула... Сердце разрывалось от сострадания и жалости к этим рано повзрослевшим, не однажды заглянувшим в глаза смерти мальчишкам, - вспоминает наша героиня.

«Ваш голос так похож на мамин…», - часто слышала от раненых Бэлла Магометовна. Она старалась добрым словом, участием облегчить состояние пациентов. Эта улыбчивая пожилая женщина знает цену человеческой жизни. Она видела немало смертей, крови, сама не раз была на волоске от гибели. Сегодня многое из того, что пришлось пережить, кажется нереальным…

Женщина на войне - явление противоестественное. Женщина дарит жизнь, а война ее отнимает... Пройдя через многие испытания, трудно адаптироваться к мирной жизни. Казалось, после вывода советских войск из Афганистана воцарится мир, но вскоре семья Уртаевых на себе испытала то, что многие десятилетия называли дружбой народов. После развала СССР и суверенитета, полученного республиками Советского Союза, начались гонения и притеснения некоренных жителей. Уртаевы были вынуждены продать за бесценок квартиру и вернуться в Осетию. Здесь, в Зильги, начали строиться заново…

Сегодня Бэлла Магометовна, несмотря на трудности, выпавшие на ее долю, считает себя счастливой – мамой, бабушкой, женой. Обременена заботами сельской жительницы, но два раза в год «выходит в свет» - участвует в обязательных мероприятиях, приуроченных к датам ввода и вывода советских войск из Афганистана. На груди – медали за воинскую доблесть… Ничего героического в ее образе нет. Разве что, как сказал поэт: «Как про Афган заходят разговоры, Огнём воспоминанья душу жгут...»

Алета ГАПБАЕВА.

Заслужил боевую награду по праву!

Афганистан… Тысячи молодых парней и зрелых мужчин сложили голову за мир и спокойствие в этой стране, тысячи получили ранения, но каждому бойцу, побывавшему в «горячей» точке, достались страшные воспоминания тех долгих десяти лет, на протяжении которых советские солдаты воевали с афганскими душманами и террористами.

Герой нашего сегодняшнего рассказа – Сергей Иванович Вечер - ветеран афганской войны, который не только лицом к лицу бился с врагами, но и получил за проявленную отвагу медаль «За боевые заслуги». В 1980 году, когда молодому человеку было восемнадцать лет, Сергей был призван в армию. В октябре того же года прибыл в город Ашхабад, где получил навыки командира орудия (гаубицы), а уже спустя пару месяцев в числе своих боевых товарищей из артиллерийского полка был направлен а Афганистан, в г. Шинданд.

- В чужой стране все было для нас непривычным и интересным. Такое количество боевых вертолетов, оружия – для неопытного солдата все было в диковинку, - вспоминает Сергей Иванович. – Около месяца мы осваивались на чужих землях, привыкали к особенностям климата, быта. Дислоцировались в палаточном городке, откуда со своим расчетом – пятью бойцами, каждому из которых было не больше двадцати лет, и одной единицей оружия в числе других батальонов выходили в рейды по зачистке территорий. Вскоре подобные вылазки стали регулярными. Так, однажды, во время очередного рейда мы были зажаты в ущелье – противник, укрывшийся в одном из выступов скалы и стрелявший из пулемета непрерывно, не давал возможности сдвинуться с нашего укрытия. Мы руками откатили гаубицу, вес которой составляет около трех с половиной тонн, к наиболее удачному месту и прицельным огнем подавили точку. За это, собственно, я и получил медаль. Как потом выяснилось – пулеметчик был смертником. Цепью привязанный к своему оружию, он не имел возможности уйти со своей позиции, зато в его распоряжении был огромный запас патронов и еды, что еще раз доказывает, что уходить быстро он не собирался!

Кроме того на каждом шагу нас поджидали неожиданности. Так, во время перевозки своего орудия с одной точки в другую мы заметили маленького мальчика, который что-то бросил на землю и быстро убежал. Вышло так, что из-за неровностей дороги наша гаубица перевернулась. Об этом нам сообщил механик - водитель следующей за нами БМП. Пока мы сделали остановку, чтобы установить орудие, уже опередившая нас боевая машина товарищей подорвалась на брошенной тем самым мальчиком мине. К сожалению, водитель погиб на месте, экипаж тоже серьезно пострадал. А ведь та злосчастная мина предназначалась нам!

Но были, конечно, и приятные моменты. Нередко перед рейдами нам в летнем кинотеатре показывали фильмы, часто приезжали ансамбли, «звезды» советской эстрады. Жили мы дружно, не было деления по вероисповеданию, нации. С удовольствием занимались спортом, играли. И, безусловно, с ностальгией и теплотой вспоминали Родину…

Ну и как же без курьезных ситуаций. Однажды, после долгого ожидания нам удалось вздремнуть. Вдруг неожиданно команда «Огонь!» Ослепленные вспышками и не успевшие как следует отойти ото сна, наши ребята пытались зарядить орудие - только вместо того, что заложить снаряд в ствол, заряжающий спросонья тщетно упирал его в колесо, находящееся на одном уровне со стволом. Досыльщик, обязанный протолкнуть снаряд вперед, уткнулся в спину первому, а третий, проталкивающий гильзу – в спину второму! Провозились мы недолго, но вспоминать впоследствии эту ситуацию было смешно. Как и видеть оставшиеся после неудачных попыток синяки на теле солдат…

Приятно, когда человек, прошедший войну, столкнувшийся с опасностью, не утратил чувство юмора и не ожесточился по отношению к окружающим. Сергей Иванович веселый, приветливый человек, который озабочен вопросами патриотического воспитания молодежи, ее нежеланием отдавать долг Родине.

Чтобы узнать жизнь и обрести верных друзей, нужно оказаться с ними по одну сторону баррикад и съесть пуд соли – считает он! И мы с этим полностью согласны…

Марина ЦАГАРАЕВА.

 

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ