Беслан глазами девочки из Украины

Для Риты Тибиловой, потерявшей в террористическом акте в 2004 году свою дочь Агунду Гацалову, время – не лучший доктор, как и для других безутешных матерей и отцов. Боль бесланской трагедии не имеет срока давности. И если от чего-то и становится легче, так это от того, что есть в мире сопереживающие души, способные сочувствовать и дарить сердечное тепло.

Трудно передать, какие чувства испытала Рита Тибилова, когда соседи передали ей письмо, прилетевшее в Беслан из Украины. Старательным ученическим почерком на бумаге были выведены слова искреннего сочувствия матери, потерявшей ребенка, от девочки, которой на момент теракта было всего шесть лет и которая в 2004 году пошла в первый класс. Девочку эту зовут Александра Якушева, и живет она в украинском городе Мелитополь Запорожской области. В письме она рассказала, как близко она приняла к сердцу ужасы бесланской трагедии и как особенно ей в душу запал образ погибшей Агунды Гацаловой. «Не знаю, как объяснить, – писала Александра, – но когда я впервые увидела Агунду на фотографии, мне почему-то показалось, что я уже где-то встречала ее. Но это не так… Мне бы очень хотелось увидеть другие ее фото, узнать, какой она была, что любила, чем увлекалась». Девочка выразила желание посетить Беслан, город, в который ее непреодолимо тянет.

Риту Тибилову это письмо очень тронуло.

– Наша боль всегда с нами, – говорит Рита. – Но поражает то, что и по прошествии почти десяти лет о наших детях помнят в далеких краях. Подруга, которая была рядом в тот момент, когда я прочла письмо, удивленно обратилась ко мне: «Рита, ну скажи хоть что-нибудь!». А я от избытка чувств даже не знала, как реагировать. Но однозначно, я была рада этой гостье.

Саша оказалась в Беслане уже спустя неделю. Родители ее приехали в Краснодар, чтобы присмотреть себе жилье, оформить российское гражданство и навсегда переехать из беспокойной Украины. Но несмотря на важные заботы, они выкроили день, чтобы отвезти дочь Сашу в Беслан. Рита с радостью встретила юную гостью.

Девочка впервые посетила спортзал разрушенной первой школы, а затем побывала на мемориальном кладбище «Город ангелов». Главным пунктом, ради чего и была совершена поездка, стала могила Агунды Гацаловой. Саша призналась, что перечитала всю информацию в Интернете и все доступные книги о террористическом акте в Беслане, так что погибшие дети ей стали родными. И это не просто слова – поразило, что эта девочка из далекого Мелитополя знала в деталях хронологию событий 1-3 сентября 2004 года, и, гуляя по мемориальному кладбищу, пересказывала историю любого погибшего, чье имя читала на надгробии. Это так поразительно, тем более что в 2004 году Саша была еще совсем ребенком и не могла понимать всего, что показывали в новостных программах. Сама девочка объясняет свою заинтересованность природной ранимостью:

– С самого детства я была очень чувствительна к чужой боли. Родителей это, конечно, пугало, но все-таки они понимали, что это лучше, чем равнодушие. Поэтому привыкли. Я помню первое сентября 2004 года. Я пришла со школьной линейки, а дома работал телевизор, где по новостям передавали о захвате заложников в осетинском городе Беслане. Я смутно понимала, что произошло – своим детским сознанием представила, что детей просто не отпускают со школы, но скоро обязательно отпустят. Родители следили за событиями по телевидению, и меня не ограждали от этой информации. На второй и на третий день я уже поняла, что там творится что-то действительно страшное. Это глубоко проникло в мою душу. Постепенно взрослея, я только усилила интерес к бесланской теме. Я стала искать в Интернете документальные фильмы и статьи, чтобы лучше во всем разобраться. Так я «познакомилась» со многими погибшими. Но больше всех мне стала близка Агунда Гацалова. Эта девочка часто приходит ко мне во сне...

Высокая статная девочка в черном платье, с развивающимися по ветру волнистыми волосами, шла по кладбищу среди могил и узнавала на каждой фотографии знакомое лицо. Оказавшись среди тех, о ком она на протяжении нескольких лет пыталась узнать как можно больше, Саша не хотела покидать мемориальный комплекс. Но обратная дорога торопила…

Покидая Беслан, Саша пообещала Рите, что если удастся получить российское гражданство и переехать в Краснодар, то она обязательно вновь приедет сюда в памятные дни – на 10-летнюю годовщину бесланского теракта…

Анастасия ЧЕМШИТ.

На снимке: Рита Тибилова и Саша Якушева на могиле Агунды. Фото автора.

 

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ