Как зарегистрировать частное домовладение?

Вопрос об оформлении прав собственности на земельные участки и домовладения , возникает нередко, в частности у населения Правобережного района. Все-таки, не в Японии какой-то живем! У одних сад, у других – выделенный ранее земельный надел, на который не получены документы и дом, имеющий непонятно какой статус: вроде человек сам его строил, но формально он ему не принадлежит, так как у него отсутствует оформленное в установленном порядке право собственности.

   Нередко возникает странная ситуация, человек, казалось бы, жил в этой частной постройке ни один десяток лет, пользовался, возделывал землю. Однако когда возникает необходимость осуществить какую-либо сделку – оформить купли-продажу или  вступить в наследство – вот тогда и оказывается, что документов нет. В условиях отсутствия правоустанавливающих бумаг данные операции невозможны.

   С аналогично проблемой все чаще сталкиваются жители сельской местности, которые обращаются в администрацию местного самоуправления с просьбой упростить процедуру приватизации. Для того чтобы пролить свет над этой непростой системой и помочь гражданам в разрешении ситуации, заместителем главы АМС района Азой Бокоевой была организована встреча глав поселений с исполняющим обязанности руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РСО-Алания Казбеком Токаевым, начальником межмуниципального отдела Росреестра республики Азаматом Дзугаевым, начальником Правобережного отдела кадастровой палаты Сосланом Аршиевым, директорами Бюро технической инвентаризации по РСО-Алания Шамилем Кучиевым и «Аланиятехинвентаризации» Фатимой Арчеговой.

   В ходе обсуждения актуальных вопросов приняли участие, глава муниципального образования Сослан Фраев и руководитель районной администрации Константин Беркаев, а также представители налоговой инспекции, которые заинтересованы в том, чтобы сельчане зарегистрировали право собственности на свои домовладения, так как возрастет налогооблагаемая база, а это дополнительные поступления в местный бюджет.  

   Разговор был непростым, а порой даже эмоциональным. И это вполне логично. Если для оформления земельного участка достаточно выписки из похозяйственной книги, то процедура узаконивания частной постройки требует еще разрешения на строительства и акта ввода объекта в эксплуатации. Вот только от кого затребовать по истечении десятков лет эти документы людям, которым жилые квадратные метры перешли от родителей. Известно, что в период с 1947-го по 1991 год полномочиями по регистрации прав на недвижимость были наделены исполкомы сельских поселений. Ими лишь вводилась запись в похозяйственную книгу, потому как в то время справки не предоставлялись. Ныне действующий закон требует обратного, и это при том, что ни один уполномоченный орган подобные документы задним числом не выдаст.

   Дачная амнистия гласит – когда земля в собственности, свидетельством, подтверждающим возведение частного дома на данном участке, является декларация о нем или его кадастровый паспорт. До первого января 2010-го года технический паспорт объекта жилищного строительства считался единственным документом, подтверждающим факт его создания. Этого было достаточно для регистрации права собственности. Теперь же необходимо приложить бумаги разрешающие строительство и его ввод в эксплуатацию.

   После долгих дискуссии на обозначенную тему специалисты пришли к выводу: дополнительно к выписке из похозяйственной книге, главы поселений будут выдавать справку о том, что то или иное домовладение построено несколько десятков лет назад и требуемого на сегодняшний день пакета документов нет. Форму справки еще будут разрабатывать.

   Говорилось также о межведомственном обмене сведениями, который только начал действовать на территории республики и пока не имеет особого успеха. Поэтому Казбек Токаев попросил специалистов  подойти к делу более ответственно. Очередное совещание, где будет обсуждаться более широкий круг вопросов, значимых и полезных для простого населения.

 

Ирина Казиева

Фото автора